ЧТО ТАКОЕ УШУ?

 

1. Что мы знаем об ушу;

2. Краткая история ушу;

3. Философия. Нравственность;

4. Влияние ушу на нравственное развитие и оздоровление организма;

5. Особенности изучаемого стиля.

6. Медитация и музыка

7. Сколиоз 

8.Туйшоу

9.Веер

10.Шары здоровья

 

1.ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ УШУ?

 

Шаолиньское традиционное ушу – это китайское боевое искусство, включающее в себя всестороннее развитие человека, не только физическое, но и духовное и интеллектуальное. Тайна ушу состоит не в каком-то отдельном приеме или упражнении, она заключается прежде всего, в самом смысле ушу. Истинное ушу начинается в сердце, в самой душе каждого человека. Ушу – не просто путь к достижению силы и ловкости, не только закалка тела, но и закалка духа. Прежде всего, Шаолиньское ушу с самых первых шагов сочетает в себе два начала – внешнее и внутреннее, то есть внутреннее и духовное развитие человека. Обучение технике Шаолиньского боевого искусства складывается из четырех больших разделов. Первый из них включает работу голыми руками – цюаньшу. Второй раздел – парная работа, подразумевающая отработку базовых ударов в паре, парное выполнение таолу (формализованные поединки), а также свободный бой (саньда), Третий раздел – искусство владения различными видами традиционного китайского оружия. Четвертый раздел включает многие способы нэйгун (цигун) – дыхательно-медитативные упражнения, направленные на искусство управления, направленные на искусство управления внутренней энергией ци.

Техника Шаолиньского ушу – одна из самых богатых и сложных. Она включает много высоко координированных движений, вращений корпусом, подсечек, захватов, бросков, ударов различными частями руки – кулаком, ладонью, «лапой тигра», «орлиным когтем», «глазом дракона», - это не полный перечень Шаолиньской техники.

 

2.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УШУ

 

 Считается, что «Монастырь молодого леса» (Шаолиньсы) был основан в 495 году в горах Суньшань. В 520 году из Индии в Китай пришел известный миссионер и 280й патриарх буддизма Бодхидхарма. Китайцы его имя транскрибировали как Дамо. После долгих скитаний по поднебесной он поселился в небольшом на тот момент монастыре Шаолинь. Патриарх считал, что необходимо сердцем чувствовать Будду и реализовывать его в самом себе. Дамо чувствовал, что он не находит понимания среди монахов и это подтолкнуло его к тому, чтобы уйти в одну из пещер для того, чтобы предаться сидячей медитации. В позе Цзочань он провел целых девять лет, погрузившись в состояние глубокого самосозерцания, чем вызвал уважение братии к себе и своему учению. После того как он окончил свой подвиг, Дамо не смог подняться на ноги из-за того, что его конечности потеряли двигательную способность. Используя специальные упражнения, Бодхидхарме удалось восстановить активную функцию своего тела, после чего он предписал своим последователям сочетать практику пассивной медитации с физическими упражнениями.

 

3.ФИЛОСОФИЯ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ИНЬ ЯН

 

 Вам, безусловно, известен этот знак, которым древние китайские философы выражали взаимоотношение всех вещей и явлений в Природе. Давайте попытаемся разобраться в магии янтры, черно-белого круга. Тем более, что к ушу он имеет самое непосредственное отношение. Еще давным-давно китайцы подметили, что мир – не хаотичное нагромождение предметов и явлений, а сочетание пар противоположных предметов и явлений: день и ночь, небо и земля, полное и пустое, движение и покой. Таких пар – бесчисленное множество, составить их полный перечень так же невозможно, как нарисовать картину всей Природы. Древнекитайские философы разгадали его и дали составляющим пары противоположным элементам условные названия – инь и Ян. Под термином инь стали понимать все темное, пассивное, мягкое, тяжелое, холодное, низкое, изменчивое и т.д., а также женское начало. С понятием Ян отождествляли все светлое, активное, твердое, легкое, теплое, высокое, постоянное и др. Сюда же было отнесено мужское начало.

Инь древние мудрецы стали изображать черным цветом, а Ян – белым. Такого рода дуализм встречается в у-шу на каждом шагу. Например, смена быстрых и медленных движений, высокие и низкие стойки, атака и защита. Внутреннее и внешнее – это не что иное, как инь и Ян. Даже традиционное приветствие а у-шу – левая ладонь, покрывающая правый кулак, - символизирует два начала мироздания.

Главная философия для детей, и людей всех возрастов, занимающихся шаолиньским традиционным ушу это соблюдать нравственные принципы у-шу. Традиции нравственности у-шу делают акцент на глубоком почитании учителя, уважении старших и любви к ближним, помощи нуждающимся в трудную минуту, защите слабых. Занимаясь традиционным ушу дети изучают и учатся соблюдать 10 основных правил поведения, например Ушу сделай ежедневной привычкой, соблюдать традиции, не навреди, уважай всех людей и другие.

 

4.ВЛИЯНИЕ УШУ НА ПСИХИЧЕСКОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

 

 Главная задача традиционного ушу – оздоровительная. Все упражнения в ушу, физические и дыхательные, являются оздоровительными. Так как в отличие от методик спортивного ушу, в традиционном ушу нет «гонки» на результат любыми способами, главное равномерное, гармоничное развитие всех качеств индивидуально для каждого, так как дети все разные с разными способностями, например, у одного от природы хорошая гибкость, а другому ребенку нужно больше времени, чтобы ее повысить, и поэтому учитывается физиология каждого ребенка. А если форсировать события путем больших физических нагрузок, ради достижения результатов на соревнованиях, то результат может быть будет, но здоровья уже нет, травмируются суставы, истощается нервная система и т.д. Поэтому наше ушу для всех детей, а не только для «Способных», а выступления на соревнованиях является не обязательным, если ребенок не хочет выступать, кто-то занимается для себя, для самосовершенствования.

Очень много внимания уделяется постановке дыхания, так как она у детей еще не совершенно. Все разминочные упражнения сопровождаются специально подобранной музыкой, действуя положительно на психику ребенка. В ушу постановка правильного дыхания стоит на первом месте. С самого начала необходимо научить детей правильно дышать. В нашей программе мы используем много подготовительных дыхательных упражнений, способствующих развитию легочной системы. Дети с бронхиальной астмой после занятий чувствуют себя хорошо. Много упражнений дается на улучшение нервной системы и т.д.

На подготовительном этапе уделяется большое внимание развитию всех основных физических качеств (общая выносливость, гибкость (исключая гипергибкости, которая негативно влияет на суставы), координация, постановка дыхания, сила. Только так можно подготовить детей к следующему, более сложному этапу освоения ушу.

Занимаясь ушу, ребенок приобретает уверенность в себе, становится дисциплинированным, целеустремленным в достижении цели, нервная система становится более совершенная.

Улучшаются все функции организма, улучшается память и т.д. Все упражнения положительно влияют на осанку ребенка, предупреждая или исправляя легкие дефекты (сколиоз).

Даются специальные упражнения на расслабление (медитация), что очень важно для отдыха после динамической нагрузки или настроя на тренировку. Дети учатся фиксировать свое внимание на чем-то одном, что повышает их внимание, усидчивость.

На втором этапе даются интересные боевые парные упражнения, подводящие к более сложной боевой технике (если нет противопоказаний, например со сколиозом нельзя делать броски и заниматься борьбой). Эти упражнения развивают силовую выносливость, силу воли, терпение, те качества, которые необходимы для жизни.

Дети учатся соблюдать моральные принципы, «не навреди ближнему», «защити слабых», «Уважай старших» и др.

В клубе дети изучают теорию, что пополняет их интеллектуальный запас, расширяет кругозор.

 

5.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧАЕМОГО СТИЛЯ

 

 Основной изучаемый стиль в нашем клубе – шаолиньцюань.

Когда говорят о шаолиньцюань, обычно имеют в виду боевое искусство Шаолиньского монастыря, расположенного в горах Суншань. Содержание этого стиля чрезвычайно богато. В нем сочетаются мастерство кулачного боя, различные техники ударов, свободный спарринг, гимнастика ци-гун, работа с оружием и т.д.

Особенности стиля шаолиньцюань обобщены в следующих строках: «двигаться, как водяной вал, быть спокойным, как горная вершина, вскакивать как обезьяна, вращаться как колесо, быть быстрым как ветер». Структура тао-лу насыщена и динамична, движения стремительны и жестки, сильны и гибки, просты и бесхитростны – они носят в основном прикладной характер, обладают ярко выраженными защитно-атакующими характеристиками.

Особенности стиля следующие:

1. Во время работы над базовой техникой акцент делается на статические стойки;

2. Движение кулака идет по прямой линии. Действия сильные, мощные;

3. Многоплановость боевого искусства. Здесь речь идет о многоплановом искусстве Шаолиня, заключающемся в обманных действиях, отвлекающих маневрах и т.д.;

4. Уделять серьезное внимание дыханию. К особенностям шаолиньцюань можно отнести выкрики, правильное дыхание, умелое использование благоприятного случая и применение энергии ци.;

5. Особый упор должен быть на технике ударов, пристальное внимание уделять реальной боевой схватке.

 

6.Медитация и музыка

 

Известно, что "расслабление - кратчайший
путь к победе".

Медитация - это превосходный способ обучения расслаблению - релаксации. Дети, особенно с трех
лет, обнаруживают хорошие способности к медитации. Задача медитации - полный отдых после физической нагрузки, стабилизировать дыхание, стабилизировать нервную систему, устранение "гиперактивности" у детей. Умение расслабляться имеет огромное значение для протекания восстановительных процессов в организме человека, вызванных воздействием физической или
умственной деятельности. Упражнения на расслабление занимают в системе Ушу одно из важных мест. В группе даются упражнения на медитацию, которая сочетается с "нижним дыханием", которое благотворно влияет на легочную систему и служит массажем внутренних органов. Во всех группах клуба применяются упражнения на расслабление под оздоровительную музыку. Часть тенировки проходит под специально подобранную китайскую оздоровительную музыку. Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство "гиперактивных" детей. Замкнутые, скованные дети
становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Музыка, имея больше влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние ребенка.

7. С К О Л И О З

 

Сколиоз - это болезнь, возникающая в детском возрасте, но ее последствия могут быть ощутимыми всю оставшуюся жизнь. Клиническое течение болезни зависит от степени стабильности позвоночника, связанной с состоянием его связочно-мышечного аппарата: ношение тяжелых сумок, недостаточная физическая нагрузка, сутулость при сидении и ходьбе отрицательно влияют на растущий организм в период его формирования. Мышцы спины становятся слабыми и развиваются неравномерно. Занятия Ушу в специальной оздоровительной группе №2 дают ощутимый результат всем детям, у которых нарушена осанка или уже появился сколиоз. Кроме того, для профилактики этого заболевания, разработана специальная корригирующая программа на основе различных методик, включая дыхательную гимнастику, в которую входит много специальных упражнений и игр на укрепление всех необходимых мышечных групп (особенно спины и брюшного пресса), на устранение дефектов позвоночника и более щадящая нагрузка на
суставно-связочный аппарат. В группе исключены упражнения, которые противопоказаны ребенку.
Большое внимание этой проблеме уделяется на учебно-тренировочных сборах.

 

8. Т У Й Ш О У

 
Туйшоу – толкающие руки, фиксированый
шаг. Это одно из направлений ушу традиционной китайской системы, включающей как методы совершенствования личности, так и приемы ведения боя. Направление туйшоу базируется на внутренне неагрессивном состоянии, использовании силы противника
и предполагает эффективное проведение приемов без применения грубой физической
силы. Практика туйшоу как и других видов ушу расширяет человеку возможности
общения, позволяет укрепить и сохранить здоровье, раскрепощает и развивает
скрытые способности. Туйшоу это боевое искусство. Отличие боевого искусства от
спорта в том, что целью является не выявление сильнейшего, а развитие
необходимых качеств и навыков. Критерием превосходства является возможность
отбросить соперника от себя сохраняя при этом стабильное положение.

 

9. В Е Е Р

 

В клубе «Золотая змея» занимаются примерно 30% девочек, для них специально введено новое направление, очень красивое и интересное – боевой веер древних стилей «Ми-цюань», "Му Лань", и др. Подобные вееры делались на Востоке не только для того, чтобы спасаться от жары. С их помощью девушки защищались. Трудно сказать,
когда веер превратился в боевое оружие. По некоторым сведениям, уже в первые
века нашей эры им успешно пользовались в Китае, Японии и Корее. И мужчины и
женщины. Веер имел массу боевых возможностей. Он использовался как в открытом, так и в закрытом виде, удары выполнялись торцом рукоятки, боком, верхушкой. Маленькие ножи размещались между перьями. Когда эти перья скользили по лицу врага, он ощущал ослепляющий укус острых лезвий. Веер до сих пор может
использоваться для самозащиты.

Как известно, у человека на теле расположено много биоактивных точек. Если правильно нажать на одну из них, можно почувствовать прилив сил, если  на другую - потерять сознание. Например, удар веером чуть выше или ниже колена может легко вывести противника из равновесия. К тому же преимущество веера в его способности раскрываться. Можно дезориентировать и
даже временно ослепить противника, если резко и неожиданно раскрыть веер прямо
перед его глазами. А за это время можно и убежать. Сегодня веер практикуется в
искусстве Тайдзицюань. Со стороны это напоминает своеобразный танец, который
выглядит очень красиво. Но помимо эстетического удовольствия, в нем заключена и оздоровительная, и магическая сила. В древнем Китае считали, что именно женщина может легко улавливать энергию ветра и обращать ее себе на пользу. А веер
называли повелителем ветра. Очень важны
щелчки веера. 
Они создают вибрацию, которая благотворно влияет на
мозг. Веер – нечто живое, образующее с рукой единую сущность, подчиненную твоей
воле. Все отрицательное, что собралось вокруг, начинает преобразовываться в
хорошее и светлое! Кроме того занятия с веером у девочек вырабатывают хорошую
координацию, плавость тела и движений. Делать упражнения с веером – все равно,
что рисовать в воздухе благоприятные иероглифы, символы удачи и счастья. 

10. ЗАНЯТИЯ С ШАРАМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Китайские шарики здоровья используются для поддержания равномерного и гармоничного баланса «Инь и Ян» в теле человека. Целенаправленная стимуляция определенных зон на ладони с помощью китайских шариков здоровья, может положительно влиять на все зоны тела. Звук,
производимый шариками во время занятий, оказывает успокаивающее, и в то же
время стимулирующее воздействие. Шары здоровья «инь-ян» применяются для снятия
умственного переутомления и стрессов, развития координации движений, силы и
ловкости рук. Работа с шариками укрепляет и развивает мелкую моторику рук,
сенсорное развитие, повышает эмоциональный фон ребенка, вносит разнообразие в программу, обогащает ее новыми элементами и является хорошей подготовкой к работе с оружием шест, меч, веер.



    

 

 АВТОРСКИЕ СТАТЬИ

 

 

  

ИГРОВАЯ
МЕТОДИКА В ТРАДИЦИОННОМ УШУ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

 

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми бодрыми ловкими сильными и хорошо развитыми умственно и т д. Это желание особенно актуально сейчас в наше время когда для успешной самореализации человеку необходимы сильная воля и крепкое здоровье. К сожалению, всё меньше рождается здоровых детей. В детских садах и школах не хватает педагогов по физическому воспитанию в большинстве учебных заведений. Сегодня нужна многофункциональная система, включающая в себя развитие всех физических качеств человека интеллектуальное и
духовное развитие воспитание характера уверенности в себе. Необходимо чтобы эта
система имела значительный оздоровительный потенциал, другими словами такая система должна включать в себя всё, что нужно для гармоничного развития личности. Такой многофункциональной системой является традиционное ушу. Основная методика
обучения ушу является игровая. Например, основоположник научного подхода к
физическому воспитанию в России замечательный учёный и педагог П.Ф.Лесгафт говорил, что
«Игра
есть упражнение, при посредстве которого, ребёнок готовится к Жизни».
Любую информацию дети лучше всего воспринимают в игровой форме.

Игра имеет большое воспитательное значение. Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все, что составляет богатство человеческой личности. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а
что отвергнуть в окружающем мире. Нами разработаны детские игры на все основные
физические качества – быстроту, силовые способности, выносливости, гибкость,
ловкость. Разработана уникальная методика развития интеллекта, духовного
развития и физического развития. Так как Ушу это китайское боевое искусство,
поэтому дети углубленно изучают китайскую терминологию. С 4-х лет дети познают
основы китайского языка в игре, что отлично развивает память, эрудицию, творческий подход, фантазию, что соответствует традиции и всестороннему развитию личности. Дети изучают 10 заповедей,(правила поведения ученика), что
делает их более дисциплинированными, учатся уважать друг друга. Занятия
проводятся под китайскую оздоровительную музыку, что создаёт гармонию, хороший
эмоциональный фон. Итак, сама жизнь определила 2 наисерьёзнейшие ипостаси игры:
1. Игра - средство обучения и воспитания;

 

2.Игра - генетическая и функциональная основа
искусства.

 

Занятия ушу воспитывают человека развитого гармонично,
т.е. физически, духовно и интеллектуально. Основа закладывается на 1 этапе
обучения. При этом, чем младше дети, тем они более восприимчивы. Физические
упражнения на раннем этапе более эффективны, чем у детей старшего возраста.
Недаром в Китае ушу начинают заниматься с 3х лет. В связи с интенсивным
развитием ушу как целостной системы, направленной на гармоничное воспитание
духовного, интеллектуального и физического начал в человеке, а также, с широким
привлечением к занятиям ушу детей дошкольного возраста, назрела объективная
необходимость в поисках новых эффективных средств и методов тренировки.


 

ВЛИЯНИЕ УШУ НА "ГИПЕРАКТИВНЫХ"
ДЕТЕЙ (С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ) И АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ.


Очень много сейчас детей приходят невнимательных, излишне активных,
импульсивных, с повышенным проявлением агрессии, с поведенческими и тревожными
расстройствами, нарушением координации.

В ушу очень много упражнений и методик, помогающих (в комплексе с другими
средствами) устранить эти проблемы или уменьшить их проявления. В клубе
«Золотая змея» применяется методика занятий ушу с целью не только повышения
физических данных и усвоения навыков самообороны, но и с целью снижения
гиперактивности и агрессии у детей разных возрастов. Она включает в себя игры и
упражнения оздоровительной направленности, так как главная задача обучения традиционного
ушу – оздоровительная ( в отличие от большого спорта, где нужны только
результаты любыми путями). Только здоровый ребенок сможет проявить себя как
личность, быть физически крепким и уметь постоять за себя, здоровые дети всегда
уверены в себе и имеют сильную волю. Отрабатывая удары, боевые связки, дети
«поглощают» лишнюю нездоровую агрессию и не выносят ее за пределы спортивного
зала, у них формируется более ровный и неагрессивный характер и приобретается
уверенность в себе. В ушу применяются специальные дыхательные методики в
совокупности с медитацией (медитацию сопровождают красивые гармоничные
китайские мелодии. Дети с 3,5 лет обнаруживают хорошие способности к медитации.



 

Социально-педагогическая
направленность занятий ушу с детьми 4-6 лет
 

В системе ценностей
любого общества здоровье человека занимает важное место. Проблема здоровья
возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению
человеческой культуры (В.И.Столяров). Известно, что физическая культура – одно
из наиболее действенных средств формирования здоровья и здорового образа жизни
(И.И.Брехман, 1990; Б.А.Никитюк, 1995). Влиянию гипокинезии подвержены
школьники и дошкольники, так как кроме комфортных условий цивилизации, на них
влияет еще и увеличение объема и интенсификация учебно-воспитательного процесса
в учебно-воспитательных учреждениях, усиливающаяся потоком информации,
увеличением времени на малоподвижные учебные занятия, сокращением действий,
требующих мышечных усилий (К.М.Смирнов, 1971; Р.В.Силла, 1975; А.Г.Сухарев,
1976). На современном этапе нужна многофункциональная система
комплексно-педагогического воздействия на дошкольников, направленная на
развитие физических, нравственных качеств ребенка, воспитание характера,
уверенности в себе. Необходимо, чтобы эта система имела значительный
оздоровительный потенциал, могла осуществлять подготовку ребенка к сложному
этапу взрослой жизни. Такой многофункциональной системой педагогического
воздействия могут явиться средства физического воспитания и спорта, в том числе
и традиционное ушу. Поэтому разработка комплексной программы положительного
социально-педагогического (формирования личности) воздействия на личность
ребенка дошкольного возраста на начальном этапе освоения спортивной
деятельностью является актуальной. За долгий период существования традиционных
школ УШУ сформировалась философская и методическая концепция воспитания
человека, сочетающего в себе боевое мастерство и нравственную чистоту,
физическое и духовное совершенство. Однако, отсутствие единого подхода тренеров
к воспитанию личности юного спортсменов, слабый уровень программно -
методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, не учитывающего
сенситивные особенности дошкольников на этапе начальной подготовки не позволяют
решить задачи комплексного воздействия, поставленные мастерами УШУ и являются
тормозом в работе тренеров, порождая бессистемность в освоении учебного
материала, приводят к отсутствию эффективности учебно-тренировочного процесса.
В связи с интенсивным развитием ушу как целостной системы, направленной на
гармоничное воспитание духовного и физического начала в человеке с одной
стороны, с широким интересом родителей дошкольников и младших школьников к
занятиям ушу с другой , назрела объективная необходимость в поисках новых
эффективных средств и методов комплексного подхода к тренировочному процессу
детей среднего дошкольного возраста.

Научная новизна – Выявлены условия эффективного социально - педагогического
воздействия на дошкольников в процессе занятий УШУ. Разработана методика
физического воспитания в процессе занятий УШУ детей более раннего дошкольного
возраста, включающая использование игровых форм обучения, применение
развивающих оздоровительных методик, направленных на совершенствование
физической подготовленности и социальной адаптации детей среднего дошкольного
возраста.

Развивающая педагогика спортивной
деятельности формирование предпосылочных элементов философского мышления детей
дошкольного возраста в процессе занятий 

Брук Т.Н. Руководитель клуба «Дзинь Ше», старший инструктор по программе Ушу центра единоборств г. Москва. Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом, его проблемы занимают центральное место в китайской философии. В основе мира лежит принцип «инь-ян», что составляет гармонию всего окружающего… Главная цель в традиционном ушу - развить гармонично развитого человека. Чем раньше начато обучение все приобретенные знания, положительные воспитательные аспекты, эстетические и моральные установки. Наукой доказано, что в дошкольном возрасте дети более восприимчивы и гибки, но нервная система еще несовершенна, поэтому все обучение целесообразно проводить в игровой форме… Специально подобранные Игры в традиционном Ушу развивают такое необходимое качество, как воображение
(фантазия). Вот как характеризуют эту характеристику авторы М. Н. Ильина, Л.Г.
Парамонова, Н.Я. Головнева… Воображение-это психический процесс создания нового
в форму образа или идеи. Как и другие психические процессы (восприятие,
мышление, память) воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека… В нашей методике разработаны очень много игр, развивающих все необходимые физические и психические качества, которые успешно применяются на практике…